domingo, 27 de septiembre de 2015

УСИЛИЕ

 

Когда ничто не заставляет делать усилия, люди склонны все пускать на самотек. Им нужны трудности, испытания, тогда они спохватываются и мобилизуют свои энергии, чтобы выправить положение. Когда им это удается, они расслабляются и снова впадают в лень и небрежение. Нехорошо в своем поведении поддаваться изменчивости внешнего мира. Каковы бы ни были события, вы должны продолжать делать усилия, ибо именно они поддерживают в вас жизнь и здоровье. Условия улучшаются, трудности исчезают? Тем лучше, но это не причина прекратить делать усилия – физические, эмоциональные, умственные. Вот правило для истинно духовных людей.
Духовная практика основана на очень простых методах, но их применение требует большой настойчивости. Чтобы обрести свет, покой, любовь, силу, вам нужно каждый день прилагать новые усилия: питать мысли, произносить слова, делать жесты. И тогда сама Мать-Природа говорит вам: «Я узнаю эти мысли, эти слова, эти жесты: они вибрируют в гармонии с самым прекрасным и с самым светлым во мне. И я даю тебе мои благословения.



Не думайте, что жалея себя, вы лучше сохраните здоровье, как раз наоборот. Жизнь пассивного человека истончается сама собой. Посейте старые зерна: они не прорастут, ведь жизнь уже покинула их. Зерна, и очень разные, есть и внутри вас. Посейте их, иначе они потеряют все свои качества. Что же это за зерна? Знания, которые вы копите в своей кладовке – голове – и которым вы позволяете заплесневеть или высохнуть, ведь они остаются неподвижными, неактивными, ненужными. Накапливать знания – это хорошо, но при условии, что вы их посеете, то есть – примените на практике, чтобы они росли и приносили плоды. А сделать это можно, только если вы их проверяете жизнью. Нет другого способа двигаться вперед, расти, становиться сильнее. Те, кто избегают трудностей, чтобы избежать забот, столкнутся с еще большими трудностями и будут страдать, ведь они упускают свою собственную жизнь...

"No hacer tanto esfuerzo, todo lo mejor ocurre inesperadamente"


психология

Мы живем в эпоху мгновенных результатов, недолговечных достижений, случайных побед. Эстрадные звезды ярко вспыхивают и тут же гаснут, спортивные кумиры взлетают на пьедестал и так же стремительно его покидают, участники телешоу в один вечер становятся миллионерами... Успех кажется результатом везения и умения обаять окружающих, а не плодом труда, упорства и терпения. И сами мы все чаще ведем себя так, словно сидим перед телевизором: не нравится что-то, не получается, мы тут же переключаемся – на другие занятия, отношения, чувства… Наши дети легко перенимают такой стиль поведения, ведь в основе детской психики лежит принцип удовольствия, немедленного удовлетворения желаний. Как же убедить их в том, что для достижения результата нужны время и сосредоточенный труд? Старание, прилежание не возникают сами, говорят эксперты, но мы можем привить их детям. Если и сами верим в то, что не все в нашей жизни – результат везения.
Для чего нужны усилия?
Прилагать усилия – значит преодолевать сопротивление, внешнее или внутреннее, чтобы справиться с возникшей трудностью или достичь намеченной цели. Когда ребенок старается и в результате достигает желаемого, он становится более самостоятельным и уверенным в себе, поскольку может гордиться собой: «Я смог, хотя это было совсем не просто!» В такие минуты меняется и его представление о времени. Взрослый человек способен планировать, предвидеть, каков будет результат его труда, он может структурировать свое время. Ребенок живет настоящим. Когда он прилагает усилие, направленное на достижение результата, он выходит за пределы сиюминутного восприятия действительности. Постепенно он учится предвидеть результаты своих усилий ("Из этого пластилина у меня получится отличный слоник") и предвкушать удовольствие, которое они ему доставят ("Слоник точно понравится маме!"). А затем к детям приходит осознание того, что существует будущее и то, каким оно будет, зависит и от них. Так что результат (радость и гордость на лице мамы при виде пластилинового слоника) стоит того, чтобы потрудиться, и это вселяет оптимизм и побуждает к творчеству!
Почему так непросто привить ему трудолюбие?
Для того чтобы научить ребенка прикладывать усилия, от взрослых также требуются… усилия. Но нам нелегко быть последовательными, особенно если после рабочего дня, автомобильных пробок и похода по магазинам предстоит добиться того, чтобы ребенок навел порядок в своей комнате (доделал уроки, погулял с собакой). Ведь придется требовать, объяснять, уговаривать, подбадривать… Гораздо легче, сэкономив время и силы, убрать игрушки и одежду вместо него. Прекрасно понимая, что окружающий мир не всегда радушен, родители создают вокруг дочери или сына своего рода защитный кокон – иногда слишком плотный! Защита и эмоциональная поддержка ребенку необходимы, но этот кокон должен постепенно делаться более проницаемым для мира. Одна из задач родителей – объяснить ребенку, как этот мир устроен: чтобы что-то получить, необходимо приложить усилия.
Малое усилие станет большим
Отношение ребенка к необходимости прикладывать к чему-то усилия меняется по мере того, как он взрослеет, объясняет психотерапевт Екатерина Малишевская.
Раннее детство: в некоторых ситуациях ребенок охотно старается, прикладывает усилия, особенно когда ему хочется подражать родителям. В остальных случаях ему необходимы стимулы: самому надеть пальто, повторить трудное слово, построить что-то из конструктора… Его мотивирует желание понравиться родителям, заслужить их одобрение и получить подтверждение их любви. Ему очень нравится демонстрировать свою независимость, показывать, что он уже умеет делать: "Я сам!"
Детство: ребенок подрастает, он по-прежнему хочет нравиться своим родителям, но в эту группу важных для него людей уже входят его друзья, учительница, дети старшего возраста… Он готов прилагать усилия, но еще плохо умеет распоряжаться своим временем: часто ему нужно напоминать, что пора делать домашнее задание или принимать вечерний душ.
Отрочество: одобрение сверстников становится для него гораздо важнее того, что думают и говорят родители. Ничегонеделание может стать для него способом отграничить себе личное время и пространство. Ему стоит напоминать, каких важных для него целей он может лишиться, если не будет ради них прилагать усилия.
Как его мотивировать?
Нередко мы пытаемся добиться от детей "правильного" поведения, пристыдив их, но этот метод неэффективен. Указывая ребенку лишь на его промахи, мы вызываем у него чувство вины. Он начинает думать, что не способен сделать что-то по-настоящему хорошо, и в итоге перестает стараться: зачем быть усердным, если все равно ничего не получится?

Усилие легче прилагать, если видишь ясную цель и привлекательный "бонус" по завершении дела. Научиться читать легче, когда очень хочешь узнать, чем закончится история про Муми-тролля; есть стимул разобраться в нотах, чтобы записать собственный рингтон на мобильном; заговорить по-английски удастся быстрее, если тебя зовут общаться в англоязычном чате… 
Детям нравится преодолевать трудности, в такие моменты они ощущают себя более взрослыми и самостоятельными… Но, настаивая на регулярных занятиях, мы должны помнить: ребенок развивается, только делая то, что ему действительно нравится. Если он отказывается "работать", постарайтесь разобраться в причинах забастовки: возможно, плавание или хоровое пение его просто не увлекают, а лень и неусидчивость тут ни при чем.
Всегда ли нужно объяснять, почему усилия важны?Объяснения необходимы, когда мы просим ребенка о чем-то в первый раз или он активно сопротивляется нашим просьбам: "Обязательно надо чистить зубы, иначе они будут болеть". Дети чувствуют себя спокойнее, если мы последовательны в своих требованиях и они внятно сформулированы. Вот почему так важны ежедневные ритуалы: собирать школьный портфель с вечера; утром застилать постель… Ребенок должен понимать, что именно и зачем ему надо делать, иначе он чувствует досаду, бессилие и протест. Трудно принять упрек: "Ты никогда не помогаешь по дому!" – если тебя ни о чем конкретно не просили. 
А если он не справляется? Дети нуждаются и в отрицательном опыте (конечно, при условии, что их жизни и здоровью ничего не угрожает). Для психологического роста и развития им необходимо накапливать опыт преодоления собственных неудач. Нужно позволить им встречаться с последствиями своих действий или бездействия – это помогает взрослеть. Делая за ребенка уроки из боязни, что он получит плохую оценку, мы лишаем его возможности узнать реакцию мира на его поступки. 
И конечно, нужно показывать ему пример. Лишь маленькие дети стараются вести себя так, как говорят им родители (им необходимо чувст-вовать, что их любят, одобряют); в старшем возрасте ребенок стремится быть похожим на того, кого ценит и уважает, поэтому на его поведение значительно больше влияет личный пример мамы и папы. "Я и сама не люблю чистить картошку, но ведь запеканку-то мы с тобой обожаем! Так что нам стоит чуть-чуть поднапрячься: ты – чистишь, я – пеку!" 
Как помочь ему в неудаче? Помогая понять, что именно не получилось. С маленьким ребенком мы вместе выполняем движение, которое ему пока не удается, например, подниматься по лестнице. Когда он подрастает, учим анализировать, почему его усилия не увенчались успехом. Может быть, задача была слишком трудной? Или надо было действовать по-другому? Важно быть терпеливым и избегать обобщающей критики, например: "Конечно, у тебя не получилось, ведь ты опять (как всегда)…" Зачем ему стараться в другой раз, если его уже записали в неудачники? А при доверительных отношениях с родителями он может быть уверен, что в ответ на историю о своих неудачах не услышит: "Так я и знал!", "Я же тебя предупреждала". Лучшее утешение тому, кто потерпел поражение, – обращение к его чувствам, уважение его личности и безусловное принятие.